Газета рассказывает о факторах, облегчающих жизнь мошенникам в обязательном страховании автогражданской ответственности.
Известия,
29 июля 2004 г.
Мошенники научились использовать лазейки в системе ОСАГО 1677 просмотров
С введением ОСАГО темпы роста преступности в страховой сфере резко выросли. Ущерб страховщиков от страхового мошенничества составит, по предварительным оценкам, до 30% от сумм страховых выплат по ОСАГО - $250-300 млн. Почти в каждом пятом страховом случае будут признаки страхового мошенничества (300-350 тыс. "проблемных" страховых случаев, или около 2 млн лиц ). И дело тут не столько в тяге жителей России нарушать закон, сколько в его недостатках и чрезвычайно благоприятных для мошенничества условиях, в которых вводилась система ОСАГО. Каковы же факторы, которые облегчают мошенничество в ОСАГО? Опрошенные нами страховщики смогли с ходу назвать десяток. Первая и главная проблема - это слабое взаимодействие страховщиков и представителей государственных структур по предотвращению и разоблачению страховых мошенничеств. "Это и несовершенная система получения информации из таможенных органов в том, что касается истории ввозимых автомобилей, - рассказывает руководитель департамента по безопасности Росгосстраха Александр Мозалев. - Это и слабый информационный обмен между страховщиками в части, касающейся сведений о клиентах с дурной страховой историей". Другой серьезный фактор - отсутствие общей базы по утраченным бланкам строгой отчетности (в том числе полисам) в ГИБДД, что позволяет мошенникам использовать утерянные и утраченные полисы. Манипулирование с бланками полисов занимает сегодня первое место среди видов страхового мошенничества. - Кроме того, не стоит забывать и об отсутствии общих баз данных среди автостраховщиков,- продолжает Александр Мозалев. - Это препятствует обмену информацией между страховыми компаниями. А значит, одни и те же люди могут совершать мошенничества многократно. Таким образом, получить необходимую информацию от правоохранительных органов страховщики не могут, а проводить самостоятельное полноценное расследование им не позволяет несовершенство закона. Даже сам термин "страховое мошенничество", несмотря на его широкое употребление, до сих пор не выделен в уголовном законодательстве РФ в самостоятельный вид преступлений. - В данном случае речь может идти всего лишь об одной из разновидностей мошенничества (ст. 159 УК РФ "Мошенничество"), совершаемой субъектами правоотношений на стадии заключения или исполнения договоров страхования, - замечает начальник отдела урегулирования убытков по ОСАГО ООО СК "Согласие" Петр Харчевников. - Между тем во многих зарубежных странах преступления подобного рода имеют самостоятельную квалификацию в Уголовном кодексе (ст. 11 гл. 9 УК Швеции, ст. 151 УК Австрии, параграф 263 УК Германии, ст. 183 УК Китая и т.д.), что, безусловно, способствует развитию более тесного сотрудничества страховых компаний с органами полиции и активизации борьбы с мошенничеством в страховании. Действующее российское законодательство предоставляет страховым компаниям право оценки страхового риска, проведения проверок соблюдения правил договоров страхования и установления объективности обстоятельств страховых случаев. "Однако имеющаяся практика ведения страховых дел в компаниях показывает, что для выявления и документального подтверждения противоправных действий требуется проведение полноценных оперативно-следственных мероприятий, - утверждает Петр Харчевников. - Расследование страховых преступлений представляет большую сложность даже для оперативно-следственных работников, требует серьезной профессиональной квалификации и методической подготовки. В подавляющем большинстве случаев страховые компании вынуждены ориентироваться на такие методы и средства защиты от недобросовестных клиентов и персонала, когда к нарушителям, подозреваемым в мошенничестве, проще и быстрее применить нормы не уголовного, а гражданского обязательственного права (в частности, ст. 179 ГК РФ "Недействительность сделок"). Помимо "системных" причин, создающих благоприятную почву для страховых мошенников, в законе немало и "технических" проколов, как будто специально подготовленных для жуликов. Вот какой пример приводит Сергей Абалакин, начальник отдела ОСАГО Центра страхования автотранспорта РОСНО: - В связи с тем, что законом не предусмотрен обязательный осмотр автомобиля страхователя, получив повреждения собственного автомобиля в результате столкновения, например, с дорожным ограждением и имея знакомого водителя "КамАЗа" и представителя ГИБДД, вполне можно за определенное вознаграждение заполучить необходимый пакет документов для обращения в страховую компанию. К сожалению, по свидетельству сотрудников страховых компаний, факты участия сотрудников ГИБДД в страховом мошенничестве встречаются нередко. Очевидно, что все эти "системные" и "технические" факторы, накладываясь друг на друга на коротком временном интервале, дали мощную "интерференцию" в виде резкого роста страховых преступлений. Уже к осени борьба с мошенничеством может стать основным способом снижения издержек компаний. И если не принять срочных организационных и правовых мер, то мошенничество по ОСАГО приведет к уходу многих компаний из системы обязательного автострахования. У них просто не будет другого выхода. Десять факторов, облегчающих страховое мошенничество - Большинство полисов ОСАГО продавалось агентами вне офисов (МРЭО, гаражи, стоянки и пр.) с ручным заполнением форм. - Полис обычно выписывается без осмотра машины. - Отсутствие единой методики оценки ущерба имуществу и жизни и здоровью при ДТП. - Территориальная удаленность офисов компании от места урегулирования, урегулирование через посредников (ассистансы, аварийные комиссары, представители). - Общественное неприятие ОСАГО. - Информационная разобщенность между участниками процесса урегулирования - СК, ГАИ, оценщиками, ассистансами. - Высокий уровень автопреступности, правовой нигилизм населения. - Отсутствие полномочий на занятие оперативно-розыскной деятельностью у служб безопасности страховщиков. - Недостаток у МВД сил и средств для работы по профилактике и раскрытию страхового мошенничества. - Отсутствие специального правового механизма взаимодействия между страховщиками и подразделениями милиции на местах. О том, как мошенники обманывают страховые компании, читайте в "Известиях" 5 августа Алексей САВИН
Вся пресса за 29 июля 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое мошенничество
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 января 2025 г.
Ежегодные застрахованные убытки от катастроф около $150 млрд становятся «новой нормой»
|
|
Парламентская газета, 22 января 2025 г.
Штрафы по договорам страхования для такси предлагают снизить
|
|
ТАСС, 22 января 2025 г.
В ГД внесли законопроект о снижении штрафов для такси за отсутствие полиса ОСГОП
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 января 2025 г.
Китай нарастил усилия в борьбе с мошенничеством в сфере страхования
|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 22 января 2025 г.
У таксистов есть шансы получить возможность заключать гибкие договоры страхования
|
|
ПРАЙМ, 22 января 2025 г.
Проект о расширении способов извещения о ДТП по европротоколу готов ко II чтению в Госдуме
|
|
Татар-информ, Казань, 22 января 2025 г.
В Казани стартовал суд над автоподставщиками, которые устраивали ДТП в Москве
|
|
СибМедиа, 22 января 2025 г.
В Красноярском каре изменят стоимость ОСАГО
|
|
Эксперт Online, 22 января 2025 г.
ЦБ запустил сервис для проверки деловой репутации
|
|
ТАСС, 22 января 2025 г.
РЖД отключили автоматическую «галочку» на допуслуги при оформлении билета
|
|
Интерфакс, 22 января 2025 г.
Комитет Думы рекомендовал к I чтению поправки о запуске 10-дневных полисов ОСГОП
|
|
Медвестник, 22 января 2025 г.
Верховный суд запретил штрафовать медорганизации за выбор завышенных тарифов ОМС
|
|
Лента.Ру, 22 января 2025 г.
Стоимость страхования электромобилей Tesla оказалась неподъемной
|
|
Report.Az, Баку, 22 января 2025 г.
ЦБА разработал новые правила корпоративного управления для страховых компаний
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 22 января 2025 г.
За сгоревший отель «Камарумс» страховая компания выплатила владельцам 20 миллионов рублей
|
|
Новгородские ведомости, 22 января 2025 г.
Автовладельцы могут подать онлайн-заявление на выплаты по ОСАГО при любом ДТП
|
|
Тверские ведомости, 22 января 2025 г.
Жители Верхневолжья стали чаще страховать жизнь и здоровье
|
 Остальные материалы за 22 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|